Не жалею, не зову, не плачу …

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

* * *

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу»

История создания

Пронзительное по своей силе воздействия на читателя стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» Сергей Есенин написал в 1921 году в возрасте 26 лет. К этому периоду он успел узнать и горечь неудач, и разочарования в любви. Его брак с Зинаидой Райх, к этому времени оставшийся позади, принес много горечи и боли. Немало сложностей было у Есенина и с восприятием перемен в общественной жизни. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу » Впервые было напечатано в журнале «Красная нива» за 1922 г.

Тема стихотворения

быстротечность человеческой жизни, воспоминания о молодости.

Как известно, все революции резко обостряют социальные отношения, отметая полутона и оставляя только » свой — чужой», » черное — белое», «хорошо — плохо». Стремление Есенина принять новую жизнь как в стену упирается в эту категоричность и он остается на перепутье. Происходящие быстрые перемены вынуждают поэта почувствовать себя зрелым и поистрепанным жизнью. Уже в первых строках стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу «, несмотря на утверждение поэта, мы чувствуем эту неизбывную горечь и грусть о незаметно пролетевшей юности. «О моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств» — говорит автор о прошедших годах и добавляет: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?».

«Увяданья золотом охваченный», — пишет поэт о своем возрасте, ассоцируя его с золотой осенью, когда природа потихоньку начинает готовиться к зимнему сну и читатель еще раз осознает, как много пережил и прочувствовал автор, если в свои 26 он чувствует себя таким зрелым. Стихотворение написано от от первого лица единственного числа т.к. Есенин пишет о себе.

В последнем катрене автор обобщает сказанное, поэтому написан он от первого лица множественного числа. Лирическое «мы» еще раз утверждает общеизвестную истину: все приходяще и нет ничего вечного. У Есенина она звучит так: «все мы в этом мире тленны». Поэтому Сергей заключает свое стихотворение утверждением:
«Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть».

Композиция стихотворения

Композиционно стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» построено на основе антитезы: юность лирического героя противопоставляется возрасту осени, то есть зрелому возрасту. Эта тема быстротечности жизни разворачивается в произведении постепенно, набирая обороты от строфы к строфе. Вначале лирический герой отмечает, как быстротечно время, он словно бы фиксирует свой возраст:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Затем он обращается к «сердцу», к «духу бродяжьему», отмечает охлаждение чувств и скупость желаний. Читатель словно слышит в голосе лирического героя душевную усталость и тоску.

Чувства его подчеркнуты многократными отрицаниями (тройным отрицанием в первой строфе и двумя отрицаниями далее).

Обращение к своей «утраченной свежести» и к жизни является в стихотворении кульминационным в развертывании темы быстротечности времени:

О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Образ розового коня — символ юности с ее идеалами и мечтами. Одновременно в этой строфе появляется ощущуние иллюзорности жизни в целом.

Последняя строфа завершает развитие мотива и является своеобразной развязкой, окрашивая все произведение совершенно иной интонацией:

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Здесь уже нет отрицания, но присутствует утверждение, ут­верждение разумности жизни, времени и природы.

Таким образом, антитетичность присутствует в каждой строфе стихотворения. Кроме того, два природных образа («белых яблонь дым» и кленовых «листьев медь») создают у Есенина кольцевую композицию.

Жанр

— элегия. Стихотворе­ние относится к философской лирике.

Стихотворный размер – пятистопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности

Метафоры – «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», «страна березового ситца», «Дух бродяжий», «пламень уст», «тихо льется с кленов листьев медь».

Эпитеты – «утраченная свежесть», «я скупее».

Сравнения – «все пройдет, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».