Спящая царевна — Жуковский

Спящая царевна - Жуковский Читать полный текст, анализ стихотворения, а также краткое содержание

Анализ сказки Жуковского «Спящая царевна»

История создания

Василий Андреевич Жуковский написал сказку «Спящая царевна» в 1831 году. Это произведение написано по мотивам немецкой народной сказки «Царевна-шиповник», которую он встретил у братьев Гримм, и французской сказки «Красавица, спящая в лесу», обработанной Шарлем Перро. Впервые сказка напечатана в журнале «Европеец» за январь 1832 г. под заглавием «Сказка о спящей царевне».

Жанр сказки «Спящая царевна»

Литературная сказка — потому что имеет автора и постоянный неизменный текст, зафиксированный в письменной форме.

Сюжет сказки «Спящая царевна»

В сказке Жуковского «Спящая царевна» царевна мы видим, что события развиваются во времени прямолинейно: от старых времен к более поздним. Такой сюжет называется хроникальный или прямолинейный.

Сюжет имеет все классические компоненты.

Экспозиция — царица видит рака, тот говорит о рождении дочери, царица рожает дочь.

Завязка — царь не приглашает старую колдунью на праздник. Здесь завязка мотивирована: у царя не хватает блюда для нее.

Конфликт — старая колдунья приходит и проклинает царевну

Перипетия — все обитатели дворца засыпают на 300 лет

Интрига — разговор царевича со старцем.

Кульминация — напряжение сюжетного действия усиливается по нарастающей:

царевич едет через бор, пробирается через дворец, встречает спящую царевну. «Что ж разрушит силу сна?» — кульминационная фраза. Далее следует последний момент кульминации —
«Он души не удержал
И её поцеловал».

Развязка — царевна и все жители дворца просыпаются. Все счастливы. Свадьба.

Краткое содержание сказки «Спящая царевна»

Царь Матвей жил со своей царицей в полном согласии и любви, но не было у них детей. Однажды царица горько плакала по этому поводу у ручья. Из воды выполз рак и предсказал ей рождение дочери. Так и произошло. По поводу рождения дочери царь устроил пир. Среди приглашенных было 11 чародеек. А для двенадцатой не хватило блюда, и царь ее не пригласил. Как раз это была старая и злая волшебница. Она очень обиделась. Во время пира гости начали дарить подарки. Уже 10 волшебниц успели поздравить царевну, когда пришла злая колдунья и сказала, что девочка умрет в 15 лет, уколов палец о веретено. Она ушла. А одиннадцатая волшебница, которая не успела подарить подарок, как могла исправила зло. Она сказала, что царевна не умрет, а заснет на 300 лет.

Царь приказал убрать из государства всех прях, все веретена. Но это не помогло. Когда царевне пошел 16-й год, проклятие сбылось. Царевна уколола палец о веретено и заснула. Все обитатели дворца — тоже. Первые сто лет некоторые пытались пройти во дворец, но бесследно пропадали. Постепенно все забыли о дворце.

Через 300 лет царевич случайно встречается со стариком, который рассказывает ему забытую всеми историю царевны. Смелый царевич отправляется через бор во дворец. Там он видит множество заснувших людей. Он находит царевну и, движимый порывом, целует ее. Царевна просыпается а вместе снею просыпаются все жители дворца. Царь счастлив. Все зачанчиватся веселой свадьбой.

Краткое содержание для чительского дневника

Царь Матвей с царицей не имели детей. Однажды рак предсказал царице дочку. Вскорости царица родила дочь и царь устроил пир. На пир приходят волшебницы, но одну из них на пир не позвали. Она пришла названной и предсказала, что через пятнадцать лет царевна умрет уколовшись веретеном. К счастью, осталась одна волшебница, не успевшая сделать подарок, и она в качестве подарка меняет проклятие и меняет смерть на 300 лет сна. Через 300 лет царевич случайно узнает историю о заснувшей царевне. Он отправляется во дворец. Его поцелуй пробуждает царевну. Просыпаются и все жители дворца. Все счастливы. Заканчивается веселой свадьбой.

Главные герои сказки «Спящая красавица»

Царь Матвей – добродушный, веселый, беззаботный и легкомысленный государь.

Царица – супруга царя Матвея, добрая и любящая женщина.

Старая колдунья — злая, обидчивая.

Волшебница, которая изменила проклятие — справедливая, добрая.

Царевич – настойчивый, решительный юноша, освободивший царевну от страшного заклятья.

Царевна – юная красавица.

Главная мысль

сказки «Спящая царевна», как и большиства сказок в том, что добро всегда победит зло.

Чему учит

Сказка Жуковского «Спящая царевна» предостерегает от пренебрежительного отношения к людям. Ведь царь вполне мог найти другое красивое блюдо для старой колдуньи, но он предпочел ее не приглашать. А в результате — пострадали все.

План сказки «Спящая царевна» Жуковского

Для того, чтобы составить план сказки нужно:
1. текст разделить на части по смыслу.
2. Озаглавить эти части текста.
Как мы разбили сказку на части — смотрите в тексте сказки — выделено желтым цветом.

Часть 1. Предсказание рака.
Часть 2. Рождение дочери
Часть 3. Проклятие на пиру
Часть 4. Указ царя
Часть 5. Старуха с веретеном
Часть 6. Проклятие сбывается
Часть 7. Прошло сто лет
Часть 8. Прошло 300 лет. Встреча царевича со старцем
Часть 9. Царевич едет через бор
Часть 10. Во дворце
Часть 11. Спящая царевна
Часть 12. Поцелуй и пробуждение
Часть 13. Счастливый конец

 

Сравнение сказки «Спящая красавица» Жуковского и «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина

Жуковский Пушкин

Название

«Спящая царевна» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Сходство:

В обоих случаях речь идет о царевнах

Различия

Царевна «спящая» Царевна «мертвая»
Царевна одинока У царевны есть друзья — семь богатырей

Сюжет

сходства:

1. Обе сказки имеют западные аналоги. («Спящая красавица», «Белоснежка и семь гномов»)

2. В обеих сказках в сюжет вплетаются народные мотивы русских народных сказок.

3. В обеих сказках есть злая женщина, причинившая зло( колдунья, мачеха)

4. В обеих сказках царевны пострадали без вины.

5. в обеих сказках царевичи узнают о местонахождении царевен из посторонних источников. ( от старца, от буйного ветра )

5. В обеих сказках царевичи спасают царевен.

6. Одинаковая концовка — свадьба, «Я там был, мёд-пиво пил…»

 

Различия

1. злая колдунья отомстила за то, что ее не пригласили на пир 1. злая мачеха избавляется от царевны из зависти
2. предметом осуществления зла — веретено 2. яблоко
2. царевна уснула 2. царевна умерла
3. царевич не знаком с царевной 3. царевич Елисей — жених невесты
4. царевич случайно узнает о заколдованной принцессе и приходит во дворец из удальства (другие до него исчезали и не возвращались) 4. царевич Елисей целенаправленно разыскивает свою невесту
5. о злой колдунье больше не упоминается 6. мачеха умирает

Вывод:

1. Сказки «Спящая царевна» Жуковского и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях » Пушкина практически не похожи друг от друга: у них совсем разные сюжетные линии. А то общее, что есть между ними, можно найти у многих сказок.

2. Какому идиоту пришло в голову заставлять детей сравнивать эти две сказки ?!

Жуковский «Спящая царевна» читать полностью

Часть 1. Предсказание рака.

Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет.
Раз царица на лугу,
На зелёном берегу
Ручейка была одна;
Горько плакала она.
Вдруг, глядит, ползёт к ней рак;
Он сказал царице так:
«Мне тебя, царица, жаль;
Но забудь свою печаль;
Понесёшь ты в эту ночь:
У тебя родится дочь».
«Благодарствуй, добрый рак;
Не ждала тебя никак…»
Но уж рак уполз в ручей,
Не слыхав её речей.

Часть 2. Рождение дочери

Он, конечно, был пророк;
Что сказал — сбылося в срок:
Дочь царица родила.
Дочь прекрасна так была,
Что ни в сказке рассказать,
Ни пером не описать.
Вот царём Матвеем пир
Знатный дан на целый мир;
И на пир весёлый тот
Царь одиннадцать зовёт
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал.
Отчего ж так оплошал
Наш разумный царь Матвей?
Было то обидно ей.
Так, но есть причина тут:
У царя двенадцать блюд
Драгоценных, золотых
Было в царских кладовых;
Приготовили обед;
А двенадцатого нет
(Кем украдено оно,
Знать об этом не дано).
«Что ж тут делать? — царь сказал. —
Так и быть!» И не послал
Он на пир старухи звать.

Часть 3. Проклятие на пиру

Собралися пировать
Гости, званные царём;
Пили, ели, а потом,
Хлебосольного царя
За приём благодаря,
Стали дочь его дарить:
«Будешь в золоте ходить;
Будешь чудо красоты;
Будешь всем на радость ты
Благонравна и тиха;
Дам красавца жениха
Я тебе, моё дитя;
Жизнь твоя пройдёт шутя
Меж знакомых и родных…»
Словом, десять молодых
Чародеек, одарив
Так дитя наперерыв,
Удалились; в свой черёд
И последняя идёт;
Но ещё она сказать
Не успела слова — глядь!
А незваная стоит
Над царевной и ворчит:
«На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своём
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет!»
Проворчавши так, тотчас
Ведьма скрылася из глаз;
Но оставшаяся там
Речь домолвила: «Не дам
Без пути ругаться ей
Над царевною моей;
Будет то не смерть, а сон;
Триста лет продлится он;
Срок назначенный пройдёт,
И царевна оживёт;
Будет долго в свете жить;
Будут внуки веселить
Вместе с нею мать, отца
До земного их конца».

Часть 4. Указ царя

Скрылась гостья. Царь грустит;
Он не ест, не пьёт, не спит:
Как от смерти дочь спасти?
И, беду чтоб отвести,
Он даёт такой указ:
«Запрещается от нас
В нашем царстве сеять лён,
Прясть, сучить, чтоб веретён
Духу не было в домах;
Чтоб скорей как можно прях
Всех из царства выслать вон».
Царь, издав такой закон,
Начал пить, и есть, и спать,
Начал жить да поживать,
Как дотоле, без забот.
Дни проходят; дочь растёт;
Расцвела, как майский цвет;
Вот уж ей пятнадцать лет…
Что-то, что-то будет с ней!

Часть 5. Старуха с веретеном

Раз с царицею своей
Царь отправился гулять;
Но с собой царевну взять
Не случилось им; она
Вдруг соскучилась одна
В душной горнице сидеть
И на свет в окно глядеть.
«Дай, — сказала наконец, —
Осмотрю я наш дворец».
По дворцу она пошла:
Пышных комнат нет числа;
Всем любуется она;
Вот, глядит, отворена
Дверь в покой; в покое том
Вьётся лестница винтом
Вкруг столба; по ступеням
Всходит вверх и видит — там
Старушоночка сидит;
Гребень под носом торчит;
Старушоночка прядёт
И за пряжею поёт:
«Веретёнце, не ленись;
Пряжа тонкая, не рвись;
Скоро будет в добрый час
Гостья жданная у нас».

Часть 6. Проклятие сбывается

Гостья жданная вошла;
Пряха молча подала
В руки ей веретено;
Та взяла, и вмиг оно
Укололо руку ей…
Всё исчезло из очей;
На неё находит сон;
Вместе с ней объемлет он
Весь огромный царский дом;
Всё утихнуло кругом;
Возвращаясь во дворец,
На крыльце её отец
Пошатнулся, и зевнул,
И с царицею заснул;
Свита вся за ними спит;
Стража царская стоит
Под ружьём в глубоком сне,
И на спящем спит коне
Перед ней хорунжий сам;
Неподвижно по стенам
Мухи сонные сидят;
У ворот собаки спят;
В стойлах, головы склонив,
Пышны гривы опустив,
Кони корму не едят,
Кони сном глубоким спят;
Повар спит перед огнём;
И огонь, объятый сном,
Не пылает, не горит,
Сонным пламенем стоит;
И не тронется над ним,
Свившись клубом, сонный дым;
И окрестность со дворцом
Вся объята мёртвым сном;
И покрыл окрестность бор;
Из терновника забор
Дикий бор тот окружил;
Он навек загородил
К дому царскому пути:
Долго, долго не найти
Никому туда следа —
И приблизиться беда!
Птица там не пролетит,
Близко зверь не пробежит,
Даже облака небес
На дремучий, тёмный лес
Не навеет ветерок.

Часть 7. Прошло сто лет

Вот уж полный век протёк;
Словно не жил царь Матвей —
Так из памяти людей
Он изгладился давно;
Знали только то одно,
Что средь бора дом стоит,
Что царевна в доме спит,
Что проспать ей триста лет,
Что теперь к ней следу нет.
Много было смельчаков
(По сказанью стариков),
В лес брались они сходить,
Чтоб царевну разбудить;
Даже бились об заклад
И ходили — но назад
Не пришёл никто. С тех пор
В неприступный, страшный бор
Ни старик, ни молодой
За царевной ни ногой.

Часть 8. Прошло 300 лет. Встреча царевича со старцем

Время ж всё текло, текло;
Вот и триста лет прошло.
Что ж случилося? В один
День весенний царский сын,
Забавляясь ловлей, там
По долинам, по полям
С свитой ловчих разъезжал.
Вот от свиты он отстал;
И у бора вдруг один
Очутился царский сын.
Бор, он видит, тёмен, дик.
С ним встречается старик.
С стариком он в разговор:
«Расскажи про этот бор
Мне, старинушка честной!»
Покачавши головой,
Всё старик тут рассказал,
Что от дедов он слыхал
О чудесном боре том:
Как богатый царский дом
В нём давным-давно стоит,
Как царевна в доме спит,
Как её чудесен сон,
Как три века длится он,
Как во сне царевна ждёт,
Что спаситель к ней придёт;
Как опасны в лес пути,
Как пыталася дойти
До царевны молодёжь,
Как со всяким то ж да то ж
Приключалось: попадал
В лес, да там и погибал.

Часть 9. Царевич едет через бор

Был детина удалой
Царский сын; от сказки той
Вспыхнул он, как от огня;
Шпоры втиснул он в коня;
Прянул конь от острых шпор
И стрелой помчался в бор,
И в одно мгновенье там.
Что ж явилося очам
Сына царского? Забор,
Ограждавший тёмный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой;
В лес въезжает витязь мой:
Всё свежо, красно пред ним;
По цветочкам молодым
Пляшут, блещут мотыльки;
Светлой змейкой ручейки
Вьются, пенятся, журчат;
Птицы прыгают, шумят
В густоте ветвей живых;
Лес душист, прохладен, тих,
И ничто не страшно в нём.

Часть 10. Во дворце

Едет гладким он путём
Час, другой; вот наконец
Перед ним стоит дворец,
Зданье — чудо старины;
Ворота отворены;
В ворота въезжает он;
На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит:
Тот как вкопанный сидит;
Тот не двигаясь идёт;
Тот стоит, раскрывши рот,
Сном пресёкся разговор,
И в устах молчит с тех пор
Недоконченная речь;
Тот, вздремав, когда-то лечь
Собрался, но не успел:
Сон волшебный овладел
Прежде сна простого им;
И, три века недвижим,
Не стоит он, не лежит
И, упасть готовый, спит.
Изумлён и поражён
Царский сын. Проходит он
Между сонными к дворцу;
Приближается к крыльцу:
По широким ступеням
Хочет вверх идти; но там
На ступенях царь лежит
И с царицей вместе спит.
Путь наверх загорожён.
«Как же быть? — подумал он. —
Где пробраться во дворец?»
Но решился наконец,
И, молитву сотворя,
Он шагнул через царя.
Весь дворец обходит он;
Пышно всё, но всюду сон,
Гробовая тишина.

Часть 11. Спящая царевна

Вдруг глядит: отворена
Дверь в покой; в покое том
Вьётся лестница винтом
Вкруг столба; по ступеням
Он взошёл. И что же там?
Вся душа его кипит,
Перед ним царевна спит.
Как дитя, лежит она,
Распылалася от сна;
Молод цвет её ланит,
Меж ресницами блестит
Пламя сонное очей;
Ночи тёмныя темней,
Заплетённые косой
Кудри чёрной полосой
Обвились кругом чела;
Грудь как свежий снег бела;
На воздушный, тонкий стан
Брошен лёгкий сарафан;
Губки алые горят;
Руки белые лежат
На трепещущих грудях;
Сжаты в лёгких сапожках
Ножки — чудо красотой.
Видом прелести такой
Отуманен, распалён,
Неподвижно смотрит он;
Неподвижно спит она.
Что ж разрушит силу сна?

Часть 12. Поцелуй и пробуждение

Вот, чтоб душу насладить,
Чтоб хоть мало утолить
Жадность пламенных очей,
На колени ставши, к ней
Он приблизился лицом:
Распалительным огнём
Жарко рдеющих ланит
И дыханьем уст облит,
Он души не удержал
И её поцеловал.
Вмиг проснулася она;
И за нею вмиг от сна
Поднялося всё кругом:
Царь, царица, царский дом;
Снова говор, крик, возня;
Всё как было; словно дня
Не прошло с тех пор, как в сон
Весь тот край был погружён.
Царь на лестницу идёт;
Нагулявшися, ведёт
Он царицу в их покой;
Сзади свита вся толпой;
Стражи ружьями стучат;
Мухи стаями летят;
Приворотный лает пёс;
На конюшне свой овёс
Доедает добрый конь;
Повар дует на огонь,
И, треща, огонь горит,
И струёю дым бежит;
Всё бывалое — один
Небывалый царский сын.

Часть 13. Счастливый конец

Он с царевной наконец
Сходит сверху; мать, отец
Принялись их обнимать.
Что ж осталось досказать?
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.

* * *