Николай Васильевич Гоголь

Гоголь, биография

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) — русский писатель украинского происхождения из известного украинского рода Гоголь-Яновских. Классик русской литературы, писатель, драматург, публицист, собиратель украинского фольклора. Самые известные произведения Гоголя — сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», посвященный обычаям и традициям украинского народа, а также величайшая поэма “Мертвые души”.

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля)1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии. Его отец, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, был коллежским асессором и служил на почте, но в 1805 году вышел в отставку, женился и стал заниматься хозяйством. Это был творчески одаренный человек. Вместе с Дмитрием Трощинским, бывшим министром, проживающем в соседнем поместье они создали домашний театр. Гоголь-Яновский сам писал комедии для представлений на украинском языке, а сюжеты брал из украинских сказок.

Мать, в девичестве Мария Косяровская, выйдя замуж в 14 лет, полностью посвятила себя семье и детям. Будучи в два раза моложе своего супруга тем не менее, она была счастлива. Она писала:«Я не выезжала ни на какие собрания и балы, находя все счастье в своем семействе; мы не могли разлучаться друг от друга ни на один день, и когда он ездил по хозяйству в поле в маленьких дрожках, то всегда брал меня с собою».

Детство

У четы родилось 12 детей, однако в живых остались только дочки: Мария, Анна, Елизавета и Ольга. Последний из умерших братьев был Иван, он умер, когда Николаю было 10 лет. Маленький Николай любил играть с сестрами и даже с удовольствием занимался рукоделием. Вечерами дети часто слушали разные рассказы своей матери о домовых, чертях и прочей нечисти, в которых та, будучи суеверным человеком, очень верила. Похоже, что рассказы пугали впечатлительного ребенка и свои впечатления он запомнил на всю жизнь.

Из воспоминаний Григория Данилевского, собрание сочинений, XIV, 119 :

Спускались сумерки. Я прижался к уголку дивана и прислушивался к стуку длинного маятника старинных стенных часов. Вдруг мяуканье кошки нарушило тяготивший покой. Я никогда не забуду, как она шла, потягиваясь, а мягкие лапы постукивали о половицы когтями, и зеленые глаза искрились недобрым светом. Мне стало жутко. «Киса, киса», — пробормотал я и, схвативши кошку побежал в сад, где бросил ее в пруд и несколько раз, когда она старалась выплыть и выйти на берег, отталкивал ее шестом.
Записано со слов Н. Гоголя.

Несмотря на отвратительность произошедшего события, хочется отметить огромную смелость мальчика: другой на его месте просто бы замер от ужаса, боясь даже крикнуть, но Николай постарался уничтожить то нечистое зло, что представлялось ему в кошке.

Под влиянием отца Николай рано увлекся сочинительством. Василий Афанасьевич часто брал мальчика при объезде имения и дорогою они импровизировали, рифмованными строками, описывая окружающую местность. В 5 лет Гоголь уже начал сам записывать свои работы.

Учеба в гимназии (1821-1828)

В 10 лет Николая отвезли его в Полтаву, где он жил в доме одного из преподавателей местной гимназии, который готовил его к поступлению в Нежинскую гимназию высших наук. Туда мальчик и поступил в 1821 году в возрасте 12 лет. Обладая хорошей памятью, он в течение нескольких дней готовился к экзаменам и хорошо их сдавал, но в течение года почти не учился, предпочитая во время уроков тайком читать книги. Из предметов его интересовали только рисование и русская словесность.

Юный Гоголь создал в гимназии ученический театр. Он выбирал репертуар, распределял роли, играл. «Театральный гардероб» ребята приносили сами, кто что мог. Одной из самых популярных постановок была пьеса «Недоросль» по Фонвизину, в которой Гоголь играл госпожу Простакову. Одноклассники считали, что Николая очень талантливым и прочили ему театральную карьеру.

В 1825 году, когда Николаю Гоголю было 16 лет, умер отец и начались денежные проблемы: мать плохо справлялась с управлением хозяйством. Тогда Николай сначала предложил продать лес, полученный им по завещанию, а потом вообще отказался от наследства в пользу сестер.

В 1827 году Гоголь написал поэму «Ганц Кюхельгартен» о юноше, который отверг любовь ради мечты о Греции.

Жизнь в Петербурге (1828 — 1936)

На следующий год Николай Васильевич Гогодь закончил гимназию и в декабре 1828 года отправился в Петербург, где будущего писателя ждали одни неудачи. На службу его не брали либо предлагали слишком маленькое жалованье. На литературном поприще тоже было плохо. Написанное им в 1829 году стихотворение «Италия», которое он без подписи отправил в журнал «Сын Отечества», опубликовали. Однако, после этого удача отвернулась: поэму «Ганц Кюхельгартен», написанную еще в гимназии, Гоголь опубликовал под псевдонимом В. Алов, но ничего кроме критики она не вызвала, ее раскритиковали за наивность и отсутствие композиции. На театральном поприще ему тоже не повезло: он попытался стать актером и был на прослушивании у директора Императорских театров Сергея Гагарина. Однако, его не взяли.

Летом 1829 года он уехал в путешествие по Германии, а осенью вернулся в Петербург. Гоголь нашел место помощника столоначальника в департамента уделов. Маленькая должность, низкое жалованье. Во внерабочее время молодой Гоголь занимался литературой: писал он об украинском народе, традициях и поверьях. Обращаясь за помощью к матери, он писал в письме: «Сделайте милость, описуйте для меня также нравы, обычаи, поверья… какие платья были в их время у сотников, их жен, у тысячников, у них самих, какие материи были известны в их время, и все с подробнейшею подробностью».

В 1830 году журнал «Отечественные записки» опубликовал повесть Николая Гоголя «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы». Однако текст был сильно отредактирован редактором Павлом Свиньиным и сильно отличался от оригинала.

Журналы все чаще публиковали работы молодого писателя. В 1831 году в «Литературной газете» вышли статьи «Несколько мыслей о преподавании детям географии» и «Женщина», а альманах «Северные цветы» выпустил в свет главы исторического романа «Гетьман».

Владельцем обоих изданий являлся известный поэт Антон Дельвиг, который ввел молодого писателя в литературный круг Петербурга и познакомил его с Василием Жуковским и Петром Плетневым. Писатели помогли найти Николаю Гоголю новое место: он стал преподавателем в женском Патриотическом институте, а в выходные подрабатывал частными уроками для детей знатных дворян. Параллельно литератор работал над серией повестей об Украине.

В 1831 году вышла книга Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В нее вошли четыре рассказа: «Сорочинская ярмарка», ранее публиковавшийся «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница» и «Пропавшая грамота». Сборник читателям понравился и получил много положительных отзывов. рассказы понравились не только простым читателям, но и литераторам.

Баратынский писал:

«Еще не было у нас автора с такою веселостью, у нас на севере она великая редкость… <…> Слог его жив, оригинален, исполнен красок и часто вкуса».

А Александр Пушкин в письме Александру Воейкову отозвался о Гоголе так:

«Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Мне сказывали, что… наборщики помирали со смеху, набирая его книгу.»

Уже в 1832 году Гоголь выпустил второй том «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Туда вошли еще четыре повести: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» и «Заколдованное место». Эта книга имела еще больший успех. Молодого писателя приглашали на все литературные вечера, он часто виделся с Александром Пушкиным.

Летом 1832 года писатель решил съездить на родину к родным и по пути впервые посетил Москву, где познакомился с публицистами Сергеем Аксаковым и Михаилом Погодиным, актером Михаилом Щепкиным. Пребывание дома было и радостным и тягостным. Любимая обстановка, близкие люди, детские воспоминания — это все радовало, но дела в имении были полностью расстроены, сам Гоголь уже не был восторженным юношей, каким оставил родину: жизненный опыт научил его вглядываться глубже в действительность и за её внешней оболочкой видеть её часто печальную, даже трагическую основу. Из дома Гоголь писал: «Приехал в имение совершенно расстроенное. Долгов множество невыплаченных. Пристают со всех сторон, а уплатить теперь совершенная невозможность».

В 1834 году Гоголю предложили место адъюнкт-профессора на кафедре всеобщей истории в Санкт-Петербургском университете. Он согласился. Днем Николай Васильевич читал лекции о Средневековье и периоде Великого переселения народов, вечером — изучал историю крестьянско-казацких восстаний в Украине. Все свободное время писал.

В 1835 году вышел еще один сборник Гоголя под названием «Арабески», в котором автор объединил произведения разных жанров. Одной из самых популярных в книге стала статья «Несколько слов о Пушкине», в которой Гоголь назвал Александра Пушкина первым русским национальным поэтом. В «Арабесках» напечатали и первые петербургские повести Гоголя: «Портрет», «Записки сумасшедшего» и «Невский проспект». В сборнике также были статьи на историческую тематику: «Взгляд на составление Малороссии», «О преподавании всеобщей истории», «Ал Мамун» и другие.

Через месяц после «Арабесок» вышла еще одна книга Николая Гоголя — «Миргород». Это было продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В ней автор тоже использовал элементы украинского фольклора, но само действие происходило в Запорожье. В «Миргород» вошли повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Работая над произведениями писатель использовал реальные исторические события. Так, «Тарас Бульба» был основан на материале о крестьянском восстании 1637–1638 годов, а прообразом главного героя стал атаман Охрим Макуха.

Книги Гоголя по-прежнему пользовались популярностью. Критик Виссарион Белинский писал о Николае Гоголе: «Его талант не упадает, но постепенно возвышается. <…> Новые произведения игривой и оригинальной фантазии г. Гоголя принадлежат к числу самых необыкновенных явлений в нашей литературе и вполне заслуживают те похвалы, которыми осыпает их восхищенная ими публика».

В 1835 году Николай Гоголь начал писать «Мертвые души». Сюжет произведения подсказал Пушкин: во время кишиневской ссылки ему рассказали про помещика, который выдавал умерших за беглецов. Через несколько месяцев Гоголь уже читал знаменитому поэту первые главы произведения. «Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении (он же был охотник до смеха), начал понемногу становиться все сумрачнее, сумрачнее, а наконец, сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия!» — цитата из книги Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями».

Однако вскоре Гоголь забросил работу над романом.

Осенью 1835 года Николай Васильевич Гоголь решил профессионально заняться литературой и по этой причине уволился из университета. В поисках сюжета он написал А. Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать комедию…». Поэт поделился с Гоголем историей о господине, который выдал себя за высокопоставленного чиновника. Она-то и легла в основу комедии «Ревизор».

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем», — писал Гоголь.

Оконченная пьеса «Ревизор» была впервые прочитана на вечере у Василия Жуковского в 1836 году. Среди присутствующих были Александр Пушкин, Петр Вяземский, Иван Тургенев и др. Все слушатели пришли к мнению, что эту комедию нужно обязательно поставить на сцене. Получить разрешение на постановку удалось только с помощью Жуковского, тот лично попросил об этом императора. Премьера прошла в Александринском театре в Петербурге в мае 1836 года. На ней присутствовал император Николай I вместе с наследником Александром. Государю комедия понравилась. Он счел ее такой полезной, что он велел министрам в обязательном порядке посмотреть ее.

В это же время вышел первый выпуск журнала «Современник», издателем которого стал Пушкин. В номере была повесть Николая Гоголя «Нос» о чиновнике, который в одно утро потерял нос, а с ним и возможность повышения. Здесь же вышел рассказ «Коляска». По сюжету вечером помещик Чертокуцкий расхвалил экипаж и пообещал продать его генералу, а утром от стыда спрятался от покупателя: карета оказалась «самой неказистой».

За границей (1836 — 1849) «Мертвые души» и «Шинель»

Премьера «Ревизора» вызвала бурную реакцию в обществе. Многие чиновники воспринимали спектакль как оскорбление в свой адрес и лишь одобрение Николая I хоть как-то сдерживало их. Поэтому Гоголь решил уехать отдохнуть за границу после пережитых волнений. Он поехал в Германию, затем побывал в Швейцарии, потом переехал в Париж. Там Гоголь вернулся к работе над «Мертвыми душами»

В феврале 1837 года погиб Александр Пушкин. Гоголь тяжело переживал смерть поэта. По этому поводу полковник Андрей Карамзин писал: «Трогательно и жалко смотреть, как на этого человека подействовало известие о смерти Пушкина. Он совсем с тех пор не свой. Бросил то, что писал, и с тоской думает о возвращении в Петербург, который опустел для него». Однако Гоголь поехал не в Россию, а в Италию. Там в 1841 году он закончил первый том романа «Мертвые души» и, чтобы издать его, через несколько месяцев вернулся в Москву, где остновился в доме историка Михаила Погодина.

Цензура пропустила «Мертвые души» к печати весной 1842 года. Обложку для книги Гоголь оформил самостоятельно. История Чичикова, ездившего по России и скупавшего у помещиков бумаги на умерших крестьян, вызвала противоречивые отклики читателей. Хороший друг Гоголя Сергей Аксаков вспоминал: «Все слушатели приходили в совершенный восторг, но были люди, которые возненавидели Гоголя… Так, например, я сам слышал, как известный граф Толстой-Американец говорил… что он «враг России и что его следует в кандалах отправить в Сибирь».

По задумке Гоголя роман «Мертвые души» должен был состоять из трех томов. Автора вдохновила поэма Данте Алигьери: Чичиков, подобно герою «Божественной комедии», во время путешествий должен был измениться и пересмотреть свои понятия о порядочности и нравственности.

В этом же 1842 году вышла в свет повесть «Шинель» — еще одно произведение Гоголя. Сюжет прост. Мелкий петербужский чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин целыми днями переписывал бумаги за более чем скромное жалованье. Однажды у него порвалась шинель, и Акакий начал копить на новую: он перестал пить чай, носил дома халат, чтобы сохранить другую одежду. Но когда он сумел купить новую шинель, «какие-то люди с усами» отобрали ее на улице.

В июне 1842 года Николай Гоголь вновь уехал за границу. В это время он работал над вторым томом «Мертвых душ». Писатель близко к сердцу принимал враждебные отзывы. Он писал: «Критика теперь сама должна отплатить мне за все, что я потерял через нее. А потерял я очень многое; ибо бойкость и оживленный огонь, которые были во мне уже несколько лет ко мне более не являлись».

В 1845 году у Гоголя произошел душевный кризис. В нервном порыве он все рукописи, в том числе и второй том «Мертвых душ». Почти перестал писать друзьям, а в 1848 году уехал в Иерусалим. Гоголь вспоминал о том периоде: «Еще никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима. У Гроба Господня я был как будто затем, чтобы там на месте почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия».

Последние годы жизни

В 1849 году Николай Васильевич Гоголь возвратился в Россию, где начал по памяти восстанавливать погибший в огне том «Мертвых душ». Но вскоре он начал жаловаться на приступы тоски. В январе 1852 года умерла Екатерина Хомякова, давняя знакомая Гоголя. Писатель перестал есть, признался своему духовнику, что его «охватил страх смерти», и совсем перестал писать. В ночь с 11 на 12 февраля этого же 1852 года Николай Гоголь сжег все свои рукописи, включая почти восстановленную версию «Мертвых душ». Последние дни он никуда не выезжал. А 21 февраля 1852 года писатель скончался. Его похоронили на Даниловском кладбище в Москве. В 1931 году его останки были перенесены на Новодевичье кладбище.