Михаил Зощенко

Михаил Зощенко биография
Михаил Михайлович Зощенко (1894 — 1958) — советский писатель, драматург, сценарист и переводчик. Дворянин по происхождению, Михаил Зощенко, после революции поддержал советскую власть. В 20–30-е годы его рассказы и фельетоны публиковались в популярных журналах, а книги выходили большими тиражами. В своем творчестве он высмеивал мещан и обывателей и всегда был убежден, что сатирик должен быть морально чистым человеком. В последние годы жизни Зощенко попал в опалу — его перестали печатать и исключили из Союза писателей СССР.

Михаил Зощенко — краткая биография для детей

Михаил Михайлович Зощенко родился в 1895 г. Отец его был художником-передвижником; мать, до замужества актриса, писала рассказы. В 1913 г. Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, однако вынужден был его покинуть из-за отсутствия денег. В 1915 г. началась первая мировая война и Зощенко добровольцем ушёл на фронт, стал Георгиевским кавалером. После революции 1917 года вернулся в Петербург.

После Октябрьской революции Зощенко работал секретарём суда, делопроизводителем, столяром и сапожником, служил в милиции. И все эти годы продолжал литературную деятельность, посещал студию, которой руководил Корней Чуковский. В 1921 г. вышла первая книга рассказов Зощенко.

В 1941 г. Зощенко работал в сценарной студии «Мосфильма» в Алма-Ате. В 1943 г. вернулся в Москву. В своих произведениях Зощенко часто резко негативно писал о недостатках в обществе, за что попал в немилось у властей. Его обвинили в том, что он не просто критикует отдельные недостатки, а высмеивает и свысока относится к советскому обществу. Зощенко был исключен из Союза писателей, его перестали печатать. Умер М. Зощенко в 1958 г. в Ленинграде.

Личная жизнь

Михаил Михайлович Зощенко женился в 1920 году на Вере Кербиц. Через год у них родился сын Валерий, который пошел по стопам отца и тоже занимался литературой: писал рассказы для журналов, работал в издательствах «Детгиз» и «Театральный Ленинград».

* * *

Биография Михаила Зощенко

Михаил Зощенко родился 9 августа 1894 года в Петербурге в дворянской семье. Его отец, Михаил Зощенко, был художником, рисовал иллюстрации для журнала «Нива», делал мозаичные панно. Мать, Елена Сурина, до замужества играла в театре, а после стала писать рассказы и печатать их в местной газете «Копейка». Михаил Зощенко рос в большой и дружной семье: всего у него было семь братьев и сестер. В 1908 году из-за болезни сердца умер отец, матери пришлось одной растить детей.

С детства будущий писатель много читал, интересовался историей, писал стихи и короткие рассказы. Несмотря на пытливый ум и широкий кругозор, в гимназии мальчик учился плохо, частенько вступал в споры с учителями, за что его однажды чуть не исключили. его даже чуть не исключили. Помогло заступничество влиятельных знакомых чиновников, к которым мать обратилась за помощью.

В 1913 году Михаил Зощенко после окончания гимназии поступил на юридический факультет Петербургского университета, однако вскоре был отчислен за неуплату. Михаил решил заработать денег и все лето работал на Кавказской железной дороге кондуктором. В конце августа он возвратился в Петербург, но восстановиться в университете ему не удалось, он получил отказ.

Первая мировая и гражданская войны

Сразу после начала Первой мировой войны М. Зощенко добровольцем вступил в Русскую императорскую армию. 29 сентября 1914 года его зачислили курсантом Павловского военного училища, где он прошел ускоренные курсы подготовки. А уже в феврале 1915 года в звании прапорщика был отправлен в распоряжение штаба Киевского военного округа и 12 марта попал в действующую армию в должности младшего офицера пулемётной команды. Зощенко получил орден Святого Станислава и Святой Анны за отвагу, которую проявил в боях. «В 19 лет я был уже поручиком. В 20 лет — имел пять орденов и был представлен в капитаны. Но это не означало, что я был герой. Это означало, что два года подряд я был на позициях», — вспоминал он позднее.

На войне будущий писатель вел дневник и продолжал писать рассказы, развлекал друзей эпиграммами на офицеров. В июле 1916 года Михаил попал в госпиталь, затем его перевели в запас. Несмотря на это, Зощенко вскоре добровольно вернулся на фронт, где командовал ротой воевал до 1917 года. В феврале писатель оставил службу и вернулся в Петроград.

После февральской революции Зощенко работал комендантом почтовой и телеграфной службы Петрограда. «Я на полчаса являлся в Главный Почтамт, небрежно подписывал бумажки и лихо уезжал в своих дрожках», — говорил писатель о своей работе. Летом 1917 года его направили в Архангельск. И здесь у него появилась возможность эмигрировать: влюбленная в писателя француженка достала поддельный паспорт на его имя и предложила вместе уехать в Париж. Михаил Зощенко долго раздумывал, но отказался — он не хотел покидать Россию и оставлять семью. В марте 1918 года писатель вернулся в столицу. Через год, в 1919-м, он добровольно отправился на войну и присоединился к Красной армии. Однако уже через несколько месяцев Зощенко оставил службу из-за серьезных проблем с сердцем.

Начало литературной деятельности

В последующие годы кем только не доводилось работать Зощенко! Он побыл и милиционером, и сапожником, и столяром, и конторщиком, и помощником бухгалтера, разводил кур и кроликов, пока окончательно не решил стать писателем. Михаил Зощенко посещал творческую студию Корнея Чуковского при издательстве «Всемирная литература». Во время учебы он написал там несколько рассказов, среди которых «Любовь» и «Старуха Врангель», очерки о творчестве популярных деятелей искусства.

В студии Зощенко познакомился с писателями Вениамином Кавериным, Михаилом Слонимским, Всеволодом Ивановым и другими. В 1921 году они организовали литературную группу «Серапионовы братья». Их мечтой было разделение литературы и политики. Зощенко писал в статье «Современные писатели «Серапионовы братья» о себе»: «Вообще писателем быть очень даже трудновато…. Какая, скажите, может быть у меня идеология, если ни одна партия в целом меня не привлекает… нету у меня ни к кому ненависти — вот моя точная идеология…». В том же году в издательстве «Эрато» вышла первая книга рассказов Михаила Зощенко.

Творчество начинающего писателя очень положительно оценил Максим Горький. В их личной переписке он написал:» Я высоко ценю вашу работу, поверьте: это — не комплимент. Ценю и уверен, что вы напишете весьма крупные вещи. Данные сатирика у вас — налицо, чувство иронии очень острое и лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого.»

В 1922 году в свет вышел сборник Зощенко — «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». В последующие несколько лет были изданы: «Разнотык», «Аристократка», «Веселая жизнь». Зощенко стал известен не только в писательской среде, но и в широком круге читателей. Его герои — мещане и обыватели — попадали в комичные ситуации и страдали от собственной глупости. Произведения писателя были так популярны, что сценки из них часто разыгрывались, а отрывки читали на литературных вечерах. Максим Горький писал Зощенко: «Некоторые здешние люди находят, что я неплохо читаю ваши бытовые миниатюры». Помимо юмористических рассказов он сочинял произведения для детей, а также публиковал фельетоны в советских журналах «Огонек», «Бегемот», «Бузотер».

Конечно же, не всегда Зощенко получал положительные отзывы. На вышедшие в 1927 году «Сентиментальные повести» критик «Известий» Макс Ольшевец оставил отрицательную рецензию. В том же году жена Зощенко, Вера Кербиц, написала в дневнике: «Михаил прибавил, что вообще его литературное положение начинает колебаться, что на него начинают коситься большевики, что почти подряд запретили три его статьи и что вообще все тревожно и шатко». Несмотря на это, в 1929 году он выпустил книгу «Письма к писателю», в которую включил больше 50 посланий своих читателей.

В начале 1930 года Зощенко завершил свою первую пьесу «Уважаемый товарищ». Комедия о недобросовестном чиновнике Барбарисове понравилась режиссеру Всеволоду Мейерхольду, и тот задумал поставить по ней спектакль в своем театре. Режиссер писал: «Нельзя рассматривать пьесу Зощенко как анекдот. Ее необходимо трактовать с той же серьезностью, с какой театр подал «Мандат» и «Ревизора». Труппа Мейерхольда уже начала репетиции «Уважаемого товарища», когда пьесу ставить запретили.

К 1933 году заканчивалось строительство Беломорско-Балтийского канала. Государству были нужны оптимистичные отзывы представителей интеллигенции о стройке. Для этого на ББК, вместе с другими писателями отправили и Зощенко. Под впечатлением от нее он написал повесть «История одной перековки».

«Общее впечатление от Беломорского канала необычайное. Прежде всего, это очень красиво и грандиозно. Канал чрезвычайно декоративен. … Я на самом деле увидел подлинную перестройку, подлинную гордость строителей и подлинное изменение психики у многих (сейчас можно назвать так) товарищей»
Михаил Зощенко, «Возвращенная молодость»

В середине 1930-х Зощенко заболел. Он лечился от тяжелой депрессии, его мучали приступы хандры и панические атаки. Чтобы справиться с болезненным состоянием, Зощенко начал работать над повестью «Возвращенная молодость». Для этого он тщательно изучал книги по психоанализу и медицине. Произведение Зощенко обсуждали ученые. Лауреат Нобелевской премии, физиолог Иван Павлов даже пригласил его на «научные среды» — встречи, на которых обсуждали актуальные проблемы психологии и медицины.

Писатель продолжал писать. Однако его рассказы и повести 1930-х, среди которых «История болезни» и «Черный принц», отличаются от раннего творчества. «Литературный корабль Зощенко, набирая скорость, успешно плыл в прямо противоположном — относительно прославивших его 20-х годов — направлении», — так считал прозаик Бернгард Рубен. В этот период творчества писатель стремился показать, как он сам говорил, «историю культуры и человеческих отношений» и жизнь СССР. Воплощением новых идей Зощенко стал, вышедший в 1935 году, сборник «Голубая книга».

Нынче, когда открывается новая страница истории, той удивительной истории, которая будет происходить на новых основаниях, быть может — без бешеной погони за деньгами и без всяких злодеяний в этой области, нынче особенно любопытно и всем полезно посмотреть, как жили раньше. И в силу этого мы решили, прежде чем приступить к новеллам из нашей жизни, рассказать вам кое-что из прежнего.
Михаил Зощенко, «Голубая книга»

В конце 1930-х годов, Зощенко решил сосредоточиться на рассказах для детей. Писатель публиковался в журналах «Еж» и «Чиж» и вскоре выпустил сборник «Леля и Минька», в который вошли произведения «Великие путешественники», «Золотые слова», «Бабушкин подарок» и другие.

Великая Отечественная война

В начале сороковых годов Михаил Зощенко много работал над рукописью «Ключи счастья», которую считал итогом прошедших лет творчества. Для того, чтобы написать книгу он обратился к трудам Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Писатель задумал сложное исследование человеческой психики.

Эта книга по-новому раскрывает круг вопросов, поставленных в «Возвращенной молодости» и «Голубой книге». Все эти три книги составляют трилогию, и «Ключи счастья» — итог этой трилогии, итог моих размышлений о роли человеческого разума в истории. Мне удалось теперь показать, что сознание должно восторжествовать во всем мире <…> и разрешить трагические противоречия темы первых двух частей трилогии именно в «Ключах счастья»
Михаил Вольпе (по книге критика Цезаря Вольпе «Искусство непохожести»)

Плодотворной работе помешала Великая Отечественная война. Зощенко записался добровольцем и хотел уехать на фронт, но не прошел медкомиссию. Тогда вместе с сыном он вступил в противопожарную дружину и по ночам дежурил на крышах Ленинграда. Тогда же писатель публиковался в газетах и журналах — сочинял агитки и антифашистские фельетоны. В сентябре 1941 года Зощенко отправили в эвакуацию в Алма-Ату — с собой ему разрешили взять только самое необходимое. Большую часть багажа писателя заняли черновики «Ключей счастья». В 1943 году он переехал в Москву, где работал на «Мосфильме» — писал сценарии к военным фильмам. В том же году писатель закончил «Ключи счастья» и поменял название повести на «Перед восходом солнца». Произведение по главам выходило в журнале «Октябрь» с августа 1943 года, однако вскоре было запрещено решением партии. Зощенко начали критиковать в прессе и обвинять в презрении к читателем и искажении советской действительности.

«Вся повесть «Перед восходом солнца» проникнута презрением автора к людям. Судя по повести, Зощенко не встретил в жизни ни одного порядочного человека. Весь мир кажется ему пошлым. Почти все, о ком пишет Зощенко, — это пьяницы, жулики и развратники. Это грязный плевок в лицо нашему читателю. <…> Это хамски-пренебрежительное отношение к людям он пропагандирует в своей повести, клевеща на наш народ, извращая его быт, смакуя сцены, вызывающие глубокое омерзение»
Из статьи «Об одной вредной повести» В. Горшкова, Г. Ваулина, Л. Рутковской, П. Большакова для журнала «Большевик»

После окончания войны Михаил Зощенко получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», однако отношение партийного руководства к нему было отрицательным. Особенно часто критиковал Зощенко член партбюро Андрей Жданов. 14 августа 1946 года вышло Постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором писателя назвали «пошляком и подонком литературы».

«Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции «Звезды» известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодёжь и отравить её сознание»
Из Постановления Оргбюро ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград»

В советской прессе началась травля Михаила Зощенко и Анны Ахматовой, которые были ключевыми фигурами литературы начала 1940-х годов. Зощенко исключили из Союза писателей СССР. Он остался без средств к существованию и продуктовых карточек. Следующие несколько лет Зощенко писал в стол, а деньги зарабатывал переводами, ему даже пришлось подрабатывать сапожником.

В 1953 году после смерти Иосифа Сталина Александр Твардовский и Константин Симонов предложили вновь принять Зощенко в Союз писателей. Его записали как нового члена организации и не учитывали произведения, которые были написаны до 1953 года. В журналах «Крокодил» и «Огонек» вышло несколько новых рассказов Зощенко, но в публикации комедии «Здесь вам будет весело» ему отказали.

В мае 1954 года советское правительство устроило встречу Михаила Зощенко и Анны Ахматовой с английскими студентами, которые приехали в страну. Они спросили у писателей, как они относятся к постановлению о журналах «Звезда» и «Ленинград». Зощенко заявил, что не согласен с обвинениями и гордится своим творчеством. В прессе появились обвинительные статьи, а писателя вызвали на литературное собрание с представителями московской интеллигенции. На нем Зощенко выступил с речью.

«Я могу сказать — моя литературная жизнь и судьба при такой ситуации закончены. У меня нет выхода. Сатирик должен быть морально чистым человеком, а я унижен, как последний сукин сын… У меня нет ничего в дальнейшем. Ничего. Я не собираюсь ничего просить. Не надо мне вашего снисхождения <…>. Я больше чем устал. Я приму любую иную судьбу, чем ту, которую имею»
Из стенограммы выступления Михаила Зощенко (по книге Б. Сарнова и Е. Чуковской «Случай Зощенко»)

Это выступление перечеркнуло дальнейшую писательскую карьеру Михаила Зощенко — больше его не публиковали. В последние годы жизни он страдал от болезни сердца и жил в бедности. Правительство назначило ему положенную пенсию не в 1955 году, по достижении 60 лет, а лишь за несколько дней до смерти, в июле 1958 года.

Умер писатель 22 июля 1958 года на своей даче в Сестрорецке. Друзья и родственники Зощенко хотели похоронить его на «Литераторских мостках» Волковского кладбища Ленинграда, но не получили разрешения властей. Могила писателя находится на городском кладбище Сестрорецка.

Личная жизнь

Вернувшись с фронта гражданской войны, куда он ушел в 1919 году, в Петроград, Михаил Зощенко познакомился со своей будущей супругой — Верой Кербиц, выпускницей Петровской женской гимназии. В 1920 году, спустя несколько месяцев после смерти матери Михаила, молодые люди поженились.

В 1921 году у супругов Зощенко появился наследник, Валерий. Других детей у Зощенко не было. Он любил ребенка и частенько баловал его. Мальчик пошел по стопам отца и в 1950-х публиковался в журналах, работал в издательствах «Детгиз» и «Театральный Ленинград».

Супруги Зощенко прожили вместе более сорока лет. Но отношения их были сложными: писатель подолгу отсутствовал дома, не понимал взглядов жены на жизнь и не единожды заводил отношения на стороне. «И прожили мы с ним целую жизнь, 41 год. А была ли это любовь? Не знаю», — из воспоминаний жены.